: current book

4:55 PM by cabanaigapiko1203

: current book



 (200x327, 17Kb)

Борис Акунин - "Нефритовые четки"



В ожидании харакири.



"Нефритовые четки" - очередная книга из серии про приключения Эраста Фандорина, может быть, один из самых ожидаемых отечественных детективов последнего года.

Я приобрел эту книгу в первый день продаж, прочел - и...

Нет, я не разочарован, потому что понять, во что превратится серия об Эрасте Фандорине, можно было с самого начала.

Задумка у господина Акунина-Чхартишвили была поистине оригинальной: взять все возможные жанры детективного романа - и сотворить в каждом из этих жанров по одному произведению, при этом все эти произведения должны были быть объединены одним главным героем. Скорость, с которой выстреливались первые книги о Фандорине, поражала, но была вполне объяснима - вот вам конспирологический детектив, вот - герметичный, а вот - политчиеский... Но - на "Коронации", вернее, после нее, случился маленький ступор. Просто потому, что детективные клише начали потихонечку заканчиваться...

Да, "Любовники смерти" оказались "декадентским детективом, а вот "Алмазную колесницу" уже ни к одному из детективных поджанров было не отнести. Так, ретроспективная история о том, что делал Фандорин в Японии.

То же и с "Нефритовыми четками". Здесь Акунин решил поиграть в великих детективщиков. В прямом смысле.

Потому что каждый из этих рассказов представляет собой "римейк" известныхз детективных произведений, без преувеличения, Великих Авторов. "Сигумо", ранееуже опубликованный в книге "Кладбищенские истории" - игра на поле Эдогавы Рампо, "Table-talk 1882 года" и "Чаепитие в Бристоле" - это The 13 Problems Агаты Кристи, равно как и "Одна десятая процента" отсылает нас к ее же книге Poirot's First Cases. Про "Скарпею Баскаковых" я вообще молчу - малоэлегантная фантазия на тему "Пестрой ленты" не выдерживает никакой критики ("Пестрая лента", вернее, усадьба Сток-Морен, в той или иной степени появляется и в "Чаепитии в Бристоле" и в "Узнице башни"). Повесть "Долина мечты" - еще одна акунинская аллюзия к Конан-Дойлу - к его второй повести о Шерлоке Холмсе "Долина страха" - даже моромны присутствуют. а всадник без головы прискакал из рассказов Вашингтона Ирвинга. Что касается зимней российской рулады "Перед концом света" и хитровской истории "Нефритовые четки", то это - вполне авторский Акунин с примесью Александры Марининой и Анатолия Иванова - зимние старообрядческие деревни просто просятся на страницы советского эпика "Тени исчезают в полдень". Про "Узницу башни", где автор свел воедино Фандорина, Шерлока Холмса и Арсена Люпена, и говорить не стоит. Эта прекрасная поделка нестерпимо пахнет Эллери Куином.



Уже в романе "Ф.М." Акунин продемонстрировал, что он НЕ УМЕЕТ играть на поле стилизации под КОНКРЕТНОГО АВТОРА: роман "под Достоевского" был написан коряво, неумело, "без души". Играть "в жанр" - Акунин может, а вот "в автора", извините, нет.



Фандорину предстоит жить еще в трех книгах: задумки у акунина есть, вернее, они есть у других детективщиков, в коих Григорий Шалвович Чхартишвили не успел поиграть. Вот, например, было бы интересно посмотреть на "игру в Сименона" или "в Элизабет Джордж", но для этого нужен антураж двадцатого века, куда на последних страницах "Нефритовых четок" переехали Фандорин и его верный вассал Масахиро Сибата.



Но одна умная мысль, вернее, ее изложение, в "Четках" присутствует - в "Долине мечты": истинный самурай должен знать, когда повиноваться Разуму, когда - Духу, а когда - Телу.

Аку нин ("злой человек" - яп.) забыл про Дух и Разум. Он написал эту книгу, которая продается большими тиражами, рекордными для нынешнего времени - и прекрасно насытил свою "хара". А вот это - самураям не к лицу.



Господин Акунин, верните нам хорошего переводчкиа и литературоведа Чхартишвили. И, пожалуйста, прикончите Эраста Петровича Фандорина. Не позволяйте сыщику, в первых книгах о котором был хотя бы оригинальный сюжет, а критиковать их можно было лишь за исторические ошибки ("двенадцатирублевая комнатка" памятна всем), не позволяте этому человеку впасть в литературный маразм.



Так самураи не поступают.

Posted in | 0 Comments

0 comments:

Post a Comment